Главная | События | Фото | Видео | Живопись | Поэзия | Рассказы | Статьи | Наши песни | Мои песни | Я пою | Гост. книга | Контакты

Статьи
------------------------


Актуальность знаний
Компьютерная культура
Детские болезни Интернета
Реклама - дело молодых
Аспекты восприятия веб...
Компьютер в школе - горе...
Психология и бизнес
Ребенок и компьютер
Открытие Америки
Что такое Веб-сайт
Шторм в 12 баллов
Микро-дезинформация
Поколения, поколения...
ПЕРЛЫ (сборник)
 
Актуальность знаний


Базовые знания

То, чем занимаются в первые годы жизни ребенка его родители, а затем школа - это обучение базовым знаниям. Для овладения профессией потребуется специальное обучение. Здесь тоже наблюдается подобная структура: есть базовые знания и знания углубленные, позволяющие овладеть профессией досконально и надежно.
Знания базовые изменяются в своих принципиальных положениях весьма слабо. Трудно отличить хороший учебник физики тридцатилетней давности и современный. Ну, может быть качество иллюстраций улучшилось (ухудшилось), изменились введения и вводные посылки, носящие иногда политический подтекст. А в принципе - это одно и то же, и это еще раз доказывает базовый характер знаний, соответствующих программам средней школы.
Дальше - область, которую мы называем высшей школой. Здесь "испытание временем" проходят в основном природоведческие и технические науки. Эти знания так и называются - фундаментальные. Теория поля, теория информации, сопромат, радиотехника - это те платформы, на основе которых произрастает пышный букет знаний технологических, живых и эффективных знаний (участвующих непосредственно в процессе создания материальных благ) в виде технологий обработки и синтеза материалов, передачи и хранения информации, способов анализа деятельности сложных биологических систем и т.п. Коммерческий характер использования этих знаний определяет не только их цену, но и часто стимулирует появление новых прикладных направлений.

Неактуальные знания - это те знания, которые не соответствую данному времени, данной ситуации, настоящему моменту. И не соответствуют, как правило, в силу действия одного или нескольких факторов фундаментальной группы. Этими факторами являются технологические, экономические или политические противопоказания. Неактуальные знания - это не значит плохие знания. Это не значит неэффективные знания или что-то еще в этом роде. Они просто несвоевременны. Вот, например, изобрел я в 1970 году ледокол на воздушной подушке. Но не заявлял об изобретении, поскольку был юн и глуп, о процедуре патентования понятия не имел. Да и о цели тоже, чего там лукавить, заработать денег головой в СССР считалось стыдно, к изобретателям относились как к попрошайкам, редкие упрямые личности через суды иногда добивались признания своих прав и получали, изрядно потрепав здоровье, свои вознаграждения. Я же остановился на том, что свой красивый сон с ледоколом так и оставил в категории своих интимных красивостей. О том, что я думал правильно, я узнал через лет 15, натолкнувшись как-то в Бюллетене Изобретений на японский патент именно на эту тему.

Эффект неактуальности имеет двойное дно. Идею можно считать революционной и правильной, но из-за каких-то соображений она может оказаться замороженной. Но через определенное время и именно в силу развития других новых идей и технологий, очень вероятным может оказаться явление повторной девальвации данной идеи. При новых раскладах она может оказаться неприемлемой в силу появления более сильнодействующего фактора, например, из-за технологической несовместимости или просто в результате появления более радикальных и эффективных решений. Другими словами, порох нужно изобретать тогда, когда еще стреляют пушками. Технологический прогресс диктует свои жесткие правила. Отмирают не только отдельные технологии, но и целые подходы и концепции, например, к построению систем управления или коллективной защиты, борьбы с болезнями или проектированию сложных машин. Мой старый коллега и учитель, Куземко Виктор Степанович, еще в 1974 году предлагал радикальное решение по защите страны: все бомбы, заряды и прочую дрянь свезти в одну точку, объявить об этом на весь мир и старательно держать в руках кнопку - и не нужны ни крейсеры, ни самолеты, ни огромная армия, чистящая до блеска свои пуговицы ...


Учим друг друга, как умеем

Все мы учимся. Учат нас чему-то люди, которые считают, что так учить правильно. Они учат, мы учимся и начинаем работать (в том числе - сами начинаем учить). Бесконечный процесс обучения является, пожалуй, самым важным среди всех, которыми занимается человечество. Удивительно простая цепочка процесса обучения: анализ потребности - составление плана - обучение - проверка.
Самым сложным в ней является составление плана обучения. Если ввести еще несколько степеней свободы - уровень подготовки преподавателя, глубина изучения вопроса, готовность обучаемого - вот тут возникает масса вариантов.
Могу привести один из них: в нашей стране программы обучения утверждаются министерскими чиновниками, а поскольку они самые умные, то методические пособия пишутся с расчетом на самый низкий интеллект преподавателя. Это делается не только для облегчения работы педагогов, но и для такого их зарегулирования, чтобы никакой инициативы и никаких шагов в сторону от них не требовалось. В этом чиновники видят залог стандартизации и, следовательно, высокого качества обучения. Нашумевшие в свое время новаторские методики преподавания в массовой школе (методика Шаталова, например) умерли, поскольку они требовали иного преподавателя, а таковых в общей массе, увы, мало - сам Шаталов, да еще пару десятков (сотен) способных педагогов, у каждого из которых, не сомневаюсь, есть свои методики.
Революционные изменения в образованиее произошли с выходом на арену негосударственного капитала. В зависимости от финансовой мощности заинтересованного инвестора появились независимые от государства детские сады, школы и вузы. Они как губка вобрали в себя отобранных по каким-то критериям педагогов (т.е. здесь я сомневаюсь, что лучших - и это вообще отдельная интересная тема), получили право формировать программы и успешно работают. Насколько успешно - покажет время, но то, что это в целом неоптимально для страны - это факт неоспоримый.

Критерий актуальности знаний - экзамен?

Для проверки актуальности знаний, именно как интеллектуального качества работника, претендующего занять определенное место (должность, специальность) в конкретной технологической ситуации, требуется совершенно адекватно оценить способность данного работника справляться с задачами соответствующего уровня.
Методов оценки знаний и квалификации существует несколько: оценка экспертов, экзамен (в том или другом виде), испытательный срок. Лицо или организацию, заинтересованных в человеке (студенте, сотруднике), будем далее называть контролером. Разные контролеры применяют разные методы оценки.
Фирма (как и частное лицо), если она не обременена государственными ограничениями формального характера на качество персонала (например, требование наличия дипломов и наград), может взять на работу по рекомендации - это метод экспертных оценок. Эксперты - знакомые и незнакомые люди, так или иначе, сумевшие убедить контролера в правильности выбора. Часто эксперты работают на постоянных должностях и отвечают своей репутацией за правильность произведенных оценок. Такие оценки не производятся моментально (по сравнению с экзаменом), они требуют достаточно много времени для входа в проблематику, наработку контактов и т.п. Фирма или организация с сильным государственным регулированием часто в первую очередь обращает внимание на формальные показатели. Для подстраховки от прокола в таких случаях оформляется испытательный срок.
Если же контролером является сама обучающая организация - то здесь, естественно, не до экспертных оценок. Поэтому экзамены, как самый быстрый (пусть и не совсем точный) метод оценки знаний, были и будут.
О том, что экзамен далек от совершенства, говорит многолетний опыт всех наших соотечественников, связавшихся в свое время с получением высшего образования.

Один из сложнейших моментов в жизни молодого человека - поступление в вуз. И не потому, что нужно найти свой "профиль", свое призвание, или, даже не найдя, просто принять решение и выбрать направление своего развития. А потому он сложнейший, что он сокрыт от абитуриента в своих важных и решающих деталях. А на поверхности - выглядит как участие в олимпийских играх. Именно в этот момент нужно знать всю программную ерунду, чтобы набрать необходимый балл. Никаких марафонов, никакого мышления и труда на длинной дистанции. Короткий вопрос, заикание, умалчивание, согласие с нерешительностью, провокационный вопрос, удивление на лице, мгновенная реакция - и кандидат в студенты получает "2". В этом случае мы имеем формальный акт оценки знаний. А сами знания можно назвать псевдо-актуальными. Т.е. они нужны в силу распорядка дня, а не для дальнейшей творческой работы. Совершенно аналогичными являются и все последующие семестровые и выпускные экзамены. "Мы знаем, чему учить, и, будьте добры - учите это". Вот главный стержень, так сказать, "парадигма" современного образования.

Жизнь - она осудит строго

Вот кто главный экзаменатор. Жизнь. Та жизнь, ради которой и усваивались знания и приемы их использования. Чем правильней учили - тем легче в жизни. Что значит правильней? Это значит, учили тому, что и будет встречаться в жизни. А что будет встречаться в жизни? Чисто академический подход в этом вопросе как раз и дает сбой.

Вот пример. Очень часто в статьях я читаю: "А почему, почему наша страна такая несчастная и бедная, если она имеет таких талантливых детей, которые побеждают на конкурсах мирового масштаба?"
Отвечаю. Конкурсы мирового масштаба происходят в координатах современных цивилизованных правил, где в достаточной мере существует гарантия объективной оценки знаний. Вот и получают свои медали наши дети. Именно за химию, физику или математику.
А потом наши гениальные дети вступают в жизнь, в которой знания эти теряют свою актуальность. Потому что работают не оценки и законы, а понятия. Потому что они должны судиться с ректорами вузов, чтобы в результате многолетней судебной тягомотины доказать (себе и другим, но, к сожалению, не тому самому ректору), что их права были нарушены, что в вуз они не были допущены незаконно, что они правы, правы, правы... Потому что во взрослой жизни ценится уже другое - уменье договариваться и давать деньги, которых так всем не хватает. Государству не нужны блестящие умы, ему нужны послушные серые лошади. Оно так даже не думает, а понимает интуитивно.

Так, может, именно этому (жизни) и учить?

Вот так, анализируя вопрос актуальности знаний, мы пришли к модернизации программ обучения, которая бы восполнила сегодняшний явный пробел в великом и благородном деле. И надо-то всего-то: начав в общеобразовательных школах, а потом продолжать во всех вузах без исключения читать курс права, не специального, а общегражданского, для того, чтобы люди знали свои права и основы процессуальных действий в самых стандартных житейских случаях. Но до такой простой вещи никогда не додумается государство, потому что у него реально - другие цели, а весь закон об образовании, с такой помпой принятый, объявленный, а потом конспектируемый учителями всей страны (!) - это блеф, это декларация, это пустой фантик.



Поэтому все родители без исключения должны взять эту важную миссию на себя, подумать и найти способ помочь молодым гражданам страны (т.е., своим детям) получить эти, как оказывается, самые актуальные знания, цена которых - их достойная будущая жизнь.










Гостевая книга

         
© Alexander Palamarchuk
2000-2022, Kiev, Ukraine