Главная | События | Фото | Видео | Живопись | Поэзия | Рассказы | Статьи | Наши песни | Мои песни | Я пою | Гост. книга | Контакты

Статьи
------------------------


Актуальность знаний
Компьютерная культура
Детские болезни Интернета
Реклама - дело молодых
Аспекты восприятия веб...
Компьютер в школе - горе...
Психология и бизнес
Ребенок и компьютер
Открытие Америки
Что такое Веб-сайт
Шторм в 12 баллов
Микро-дезинформация
Поколения, поколения...
ПЕРЛЫ (сборник)
 
Психология и бизнес


Каламбур по поводу психологических бизнес-тренингов

Вслед за шаманами и предсказателями, на наших сограждан обрушилась лавина психологических тренингов. Все чаще рекламные сообщения о психотехниках и их удивительных успехах появляются во всех видах рекламы.

Наиболее крутые рекламируются при помощи фраз "на базе секретных технологий КГБ СССР", те, кто попроще - пишут "на базе современных психологических школ Запада и Востока", совсем простые без обиняков утверждают: "Мы знаем, как сделать вас успешными".

Потребность в чуде сегодня, безусловно, чрезвычайно высока. Люди, получив первую порцию опыта в тусовках между собой и в сношениях с государственными и приближенными к ним органам, перестали верить этой власти, прокуратуре и судам, перестали верить средствам массовой информации и даже - своим коллегам. Зато они начали верить в удачу, везение, бога - кого угодно. И конечно, в себя. И, самое главное, они еще верят в новые технологии.

Кто же воспользовался этой верой?

Этой верой воспользовался целый отряд кружков, групп, школ, тренингов, эксплуатирующих феномен неверия граждан в официальные структуры, традиционные правила внутрикорпоративных или внешних отношений, академическую добротную науку, но продолжающих поиски выхода из наступившего или ожидаемого кризиса.
Кто же их клиенты?

Есть такой простой закон: сложность проблемы в представлении человека зависит от уровня его образованности и информированности. В этой связи становится понятным, почему возник бум обучения психологическим техникам. Потерявшая сама давно рассудок, реклама предлагает разгоряченным головам быстрый путь к успеху: оказывается, все так просто - пройти тренинг, выучить десяток инструкций, шире улыбаться, предавать друзей и безжалостно строить пирамиды диллеров и ресселлеров - и вот он, успех, заваливаясь набок от карманов, набитых деньгами, входит в вашу жизнь.

Как-то раз, помню, подошел я к парню, торговавшему фонариками. Был он, как выяснилось, из этих, кончивших "дистрибюторскую" экспресс-школу. Он был симпатичен, причесан, улыбчив, но он, оказалось, не знал, что такое ток накала лампы, термин "световая эффективность" вообще слышал впервые. Он не смог меня убедить, чем же фонарик его фирмы лучше российского или украинского фонарика, хотя, он, действительно, лучше (хотя бы потому, что реже отказывает кнопка включения).

Точно так, как этот юноша, тысячи других, нарядившись в смокинги, таскают в фирменных сумках всякую дрянь, приставая к прохожим с удивительной смелостью и раскрепощенностью, одним словом, наглостью. Этому их научили на курсах по психологии общения с кроликами-покупателями. Представляю, какими словами они там описывают нас, покупателей, как моделируют продажные ситуации, ржут над шутками инструкторов, предвкушая, как в скором времени они вот так просто "психологически наедут" и не слезут с жертвы, пока жертва не купит просроченное средство от тараканов, хотя ей нужна была зубная паста для кота.

Иные мужи играют в другие игры. Они не такие бедные, чтобы бегать с сумками (м.б. за них бегают другие?). Они, можно сказать, состоявшиеся бизнесмены, со стабильным доходом и даже многочисленным персоналом, но что-то они себя неуютно чувствуют при своих доходах. И с какого-то момента времени начинают веровать в то, что спасет их только психотехнологический маркетинг и психо-нейро-гипер-супер-управление персоналом. И остро чувствуя свою в этом плане неподготовленность, становятся клиентами очередных курсов и тренингов. Эти мужи теперь за обучение платят несравненно большие деньги, чем "мальчики с фонариками" - настоящее дешевым быть не может. Никто не верит в альтруизм или меценацтво, все пребывают в рыночном угаре, подаренный бриллиант выбрасывается на свалку (иногда наших людей по старинке заносит и они "дарят" бесподобные советы друзьям или даже случайным прохожим - это наш соцализм бурлит в крови и требует высказаться и помочь даже незнакомцу добрым словом), вместо того за бешенные деньжищи покупаются "стеклянные бусы". Именно потому, что "настоящее дешевым быть не может". Удивительно действенен этот психологическо-ценовой прием.... Потом начинается обучение и как-то доходит до конца. Далее следует этап эйфории и самокрасования производимой деятельностью. А еще далее с грустной неизбежностью наш клиент обнаруживает, что практически ничего не изменилось, если не стало хуже. И снова мысль - "еще подучиться!!!". И откуда эта мысль - можно уже не только догадываться, но знать наверняка.

Потому что, действительно, дорогой сыр может быть и не настоящим .... Высокая цена - только имитация высокой цены. И это подкупает. На самом деле маркетинг, менеджмент и основы психологии для целей управления коллективом и ведения продаж - это достаточно сложные предметы, предполагающие высокий общеобразовательный уровень (математическая статистка, информатика, экономика, право, финансы), а также - специальные (профильные) знания в предметной области (особенности и прочие тонкости продаваемого товара). Не зря же спецалисты такого уровня готовятся 5-8 лет в высокоразвитых странах. И стоимость такого образования несравненно выше, чем на самых дорогих недельных курсах. Вот это сравнение и проявляет истинную цену предмета нашего обсуждения.
"Ну нет! 5-8 лет - это не для нас! Что же делать? Как срочно стать успешным и богатым? Нанять надо специалистов! Да, но эти умники потребуют денег!..."
Именно, денег. Которые вы сэкономили, сократив свое образование с 8 лет до 8 дней.

И немного о тренингах по психологии и бизнес-психологии.
Существует ряд курсов, действительно ориентированных на самосовершенствование личности, развитие ее целостности, ее творческих потенций, такие тренинги направлены именно на самореализацию, они не моделируют внешнюю среду, они не учат "бороться с кем-то", они посвящены другой цели - контролировать себя для получения более высоких результатов своей деятельности.

Полезными можно считать и специальные психологические исследования определенного круга корпоративных задач, проистекающих от конкретных практических потребностей бизнеса. Будучи правильно сформулированными, они имеют шанс быть решенными.
А вот те, которые обещают разом превратить вас в бизнесмена с доходом не ниже $$$ .... в неделю - это все технологические трюки и этюды, с правильными часто словами и даже логически правильными построениями (но неправильными выводами), с хорошей методологической базой для усвоения разнообразных психологических приемов (захват внимания, отвод акцента, перекос вопроса, замыливание проблемы, навязывание псевдозадачи, демагогия и тавтология, софистические выверты), но... Все это ложится на некритическое и неподготовленное мышление паутиной схоластики и превращает ваше продуктивное сознание в недееспособный инструмент. Каков же результат такого обученя?

А результат - все тот же. Потому что если вы просто начали чистить зубы, то, конечно, ваше самочувствие улучшится. То же и в бизнесе. Незнание бизнеса не компенсируется знанием психологии бизнеса. А чтобы улыбаться - для этого вовсе не нужно обучаться на тренингах...

ВЫВОДЫ:

1. Страна в течение последних 10 лет судорожно выкарабкивается из ямы не только со скользкими, но и отвесными краями. Потому что для выхода из кризиса нужен в первую очередь менеджмент высокого класса. А вакуум менеджеров среднего звена, который сегодня заполняется путем психологического натаскивания - это, извините, все равно, что покрасить неисправный автомобиль.

2. Эффективная производственная деятельность в развитых странах (именно с них и остается брать пример) происходит под влиянием главной мотивации - получения оплаты за труд. Чем выше оплата труда, тем сильнее главный мотив труда "экранирует" психологическую составляющую отношений и даже конструирует ее содержание, имея целью сохранить настоящий уровень оплаты труда. Возникающая обратная связь консервативна в хорошем смысле.

3. Наоборот, когда требуется выполнить работу "за бесплатно", ищутся энтузиасты - вот именно тогда возникает острая необходимость в психологическом сопровождении "дешевого" проекта.


Паламарчук Александр


2002










Гостевая книга

         Арт-Базар - сайты киевских художников  
© Alexander Palamarchuk
2000-2018, Kiev, Ukraine