Главная | События | Фото | Видео | Живопись | Поэзия | Рассказы | Статьи | Наши песни | Мои песни | Я пою | Гост. книга | Контакты

Статьи
------------------------


Актуальность знаний
Компьютерная культура
Детские болезни Интернета
Реклама - дело молодых
Аспекты восприятия веб...
Компьютер в школе - горе...
Психология и бизнес
Ребенок и компьютер
Открытие Америки
Что такое Веб-сайт
Шторм в 12 баллов
Микро-дезинформация
Поколения, поколения...
ПЕРЛЫ (сборник)
 
Шторм в 12 баллов


или: заметки по поводу новой шкалы школьных оценок

Метрологический экскурс

Метрология сегодня не ограничивается методологическим обеспечением точности измерений сугубо механических величин. Метрологическую поддержку получают и сферы иного свойства, такие как спорт, медицина, биология, химия, психология... В каждом случае возможность измерять связана с наличием воспроизводимой меры, т.е. эталона. Отсутствие эталона, тем не менее, не запрещает проводить конкурсы и аттестовывать, например, алкогольные напитки, зубные пасты, парфюмерные продукты, юных девиц - их качество подтверждают высооплачивамые эксперты, жующие, пьющие, берущие в рот испытуемое вещество или глазеющие на испытуемое существо. И это метод называется "органолептический", т.е. безэталонный, базирующийся на субъективных ощущениях эксперта.
Для оценивания же знаний применяются разные шкалы, от 2 (зачет-незачет) до 100 (в каких не помню странах). Что соответствует каждому баллу - описать в инструкциях тоже довольно сложно. Особенно, наверное, в случае 100-балльной системы.

Ода 5-балльной системе

История возникновения школьных оценок, вероятно, начинается с тех времен, когда появилась система отчетности учителей перед контролирующими их органами. Оценка в виде краткой цифры, выражавшей некий уровень знаний, была удобна для составления ориентировочного представления об учениках, особенно в случае возрастания массовости обучения, а еще больше - от увеличения числа звеньев отчетности. Надо отдать должное нашим отцам и их предкам - 5-балльная система довольно долго держалась несмотря на все перипетии политической и экономической жизни страны. Она являла собой удивительно оптимальный метод, ибо учителю не составляло особого труда соотнести ответ ученика с одним из 5 уровней и выставить соответствующую оценку. Свидетельствую как бывший ученик. И принципы оценивания были весьма просты: быстрый ответ без запинки и логически связанный - получите 5. Если споткнулся пару раз, где-то врубил не так, но потом исправился - твердая 4. Если жуешь калошу, а по теме только обрывки фраз - это 3. Двойки и единицы распределялись между незнайками и злостными прогульщиками. Вот и все.
Практически, преподавателю нужно было задумываться лишь над тремя вариантами - 3-4-5. И потому все было так легко и быстро.


Масштабирование - не проходит!!!

Для перехода к новой системе понадобилась и новая шкала. К этой шкале надо прислонять мученика-ученика, чтобы измерить его уровень знаний. А шкалу должен держать в голове учитель, и надо сказать, для этого нужна голова...
Вы почитайте, почитайте эту шкалу - вам дурно станет на семерке. А представляете каково учителям? 7 или 8? А может 9? За 12 будут на педсовете шпынять, 12 только гениям и с родословной можно ставить. 11 - безопасней. 10 - не опасная, изредка можно влепить, а потом наблюдать реакцию. А потом 9-8-7-6 - куча мала, но только 5 по-прежнему считается еще хорошей оценкой. А 4 - если поделить пополам - ровно 2 выходит. Точно плохо.
Но в том-то и дело, что новая инструкция не позволяет масштабировать оценку. Т.е., вот как я себе представляю это. Раньше были оценки с плюсами и минусами. Считаем: 1,2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+. Сколько получилось? 11. Ну, давайте введем еще две двойки - получится отличная 12-балльная шкала, которая всегда и была!!
Я почему-то уверен, что сегодня учителя поступают именно так - ставят (в уме) традиционную оценку, потому что тут уже есть опыт и скорость. А потом переводят ее в нужную для министра шкалу.
"Ну нет! Хитрецов таких много. Что ж это за модернизация? Мы Вам Инструкцию по оцениванию нового типа, а вы масштабировать!!?" - все предвидели составители Инструкции. Потому-то по новой шкале, я так понял, 12 баллов никому почти не светит. И не потому что это что-то типа 5++, что тоже бывало редко. А потому, что 12 баллов - это такая кондиция, которая в старой шкале отсутствовала вовсе!!! 12 баллов - это творческое осознание материала, дедуктивный вывод новых знаний и... чуть ли не создание новой научной школы или направления. И кто же, извините, возьмет на себя смелость объявить Вовочку гением? Для многих учителей проблематичным является не быть сбитым с толку при отходе от учебника... А тут - это же самое надо как-то осознать! Осознать вопреки неосознаваемости самого факта, что напротив тебя гений... Ну и круто забрали! А может, и правильно? - иногда я себе думаю... Может, есть еще умные учителя, которые узреют, почуют, осознают? И поставят-таки 12? А то гениев раньше теми же стандартными пятерками кормили и они оттого закисали себе без признания и не будучи поощренными и увиденными пропадали втуне для родного государства, пусть даже выиграв мировое первенство по алгебре, например? А теперь все открыто! Ты гений? - бац тебе!!! - все 12 баллов. Гордись, ходи. Ходи и гордись, что ты такой творческий, что аж на край шкалы твоя оценка залезла... А с другой стороны...
А с другой стороны - единиц и двоек я ни у кого сегодня не видел. Говорят, 1 ставят за посещение урока. И еще 1 за поднятие руки. И еще 1 за внимание в глазах. И еще 1 за внимание в двух глазах. Так можно и 4 получить без особого напряжения... Только вот степень внимания педагоги не знают, как определять. Не учла Инструкция.


Чего срезаем?

"У нас сегодня в школе была комиссия - проводили срез знаний" - как-то объявил мой сын-восьмиклассник. Ну и начался разговор. Кто срезал? Чем срезали? На какую глубину? В каком направлении резали? Оказывается, великие методисты от образования ввернули этот мудреный термин для модернизации имиджа своей работенки. А то раньше школьный журнал с выставленными оценками около всех фамилий (за контрольную, например) - не давал цельного представления о ситуации? Но срезом 100 лет не называли. Говорили просто - провели годовую контрольную. 50% - тройки, 30% - четверки, 20% - пятерки. И весь срез. И не нужны никакие новые термины.
Нет, ну понять можно, если ты изучал статистику и высшую математику. Можно на многомерном поле (город, райны, школы, классы, предметы, этап обучения) создать такую базу данных и так ее распетрушить при помощи методов статобработки и с учетом разных там коэффициентов вшивости, что этим загрузить не один, а два или даже три нынешних аппарата министерства только работой созерцания (не уразумения даже) всех этих гистограмм и срезов и подрезов, все раскрасить и вывести в объемном графическом варианте на широкие могучие принтера HP, а толку? Ну на хрена иметь распределение успеваемости по биологии по 5-ым классам всех школ Шевченковского района и сравнивать его с таким же - для Деснянского? Рост чего хотят увидеть наши методисты? Или они ищут доказательства одинаковости населения? А может, так вычисляют локальные островки "особого интереса"? Ну что им неймется, когда главная персона процесса обучения - преподаватель - по уровню оплаты труда приравнен к нищему? Срезаем, срезаем, никак не нарежемся...

Почему не 10?

Да вот, кстати, 10 - это о-о-о-очень симпатичная шкала. Но она еще впереди. Вот намучаются с 12-балльной, потратят все деньги на ее внедрение, а что потом? Будут 10-балльную вводить, как более оптимальную, проще масштабируемую и более отвечающую европейским стандартам, с которыми, кстати, знакомить нас упорно не хотят.

А вуз плевал на аттестат

И вот наш выпускник, весь "в медалях запакованный", мчится в приемную комиссию, медаль блестит, а комиссия слепнет... И чтобы не ослепнуть окончательно, принимает решение - побрякушки оставлять дома, повесить на стенку и пусть висит. Вверяет судьбу абитуры тестовому центру и спокойно ждет результатов. И по своим правилам чего-то там насчитывает и выставляет сумму. С этой суммой абитуриент носится, забыв про свою медаль, и без печали особой поступает (или не поступает) в вуз.
А как же с этим большим трудом школы? Она же так тщательно оценивала ученика! Она собирала педсоветы, она приглашала мудрецов-методистов, и они читали лекции и тут же их слова запечатлевались в конспектах учителей, правда, во вторую очередь, потому что сперва они законспектировали "Закон Страны про Освіту".

Так кому это было надо?

Перебудоражив всю учительскую братию, всех инспекторов - районных и областных отделов образования, всех методистов, начальников и научников департаментов министерства (для увеличения эффекта их численность тоже была увеличена, кстати), всех школьников и (умножайте грубо на 2) - всех родителей школьников (потому что реформа не могла не обсуждаться дома сразу же после принесения первых "пятерок") - перевернув, короче, все в образовании вверх дном, реформаторы констатировали факт достижения... А чего - это уж нам виднее (читай еще раз предыдущий абзац).

Штормит весь вечер, а пока...

Любая наилучшая технология может быть испорчена и извращена до неузнаваемости, если ее перенимать поверхностно, т.е. перенимать не в полном объеме (за полный объем требуется соответствующая оплата - и в сфере образования тоже).
Потому - шторм продолжается, баллы свистят, деньги сдувая...
Кстати, о деньгах, выпускные школьные экзамены в Киеве проводились за деньги. Может, и не только в Киеве... Одним словом - штормит... А у наших кормчих что-то соль на фейсах не проступает...

Прогноз

В скором будущем будет введена M-балльная система оценивания знаний в детских садиках, O-балльная - в школах и N-балльная - в вузах. В гражданских паспортах появится графа IQ, в которой будут в зашифрованном виде располагаться срезы MON в процессе роста организма до самой старости. В обычной жизни запись текущих оценок будет производиться в шестнадцатиричной системе исчисления с целью создания удобства для машинной обработки файлов с массивами данных.
Учителя будут лишены права выставлять оценки выше низшей, зато испытуемые будут иметь право приписать к оценке символ слева. Подробная Инструкция будет выпущена на всех языках мира, а система оценивания будет запатентована и выставлена на продажу без права использования ее медицинскими экспертами для целей диагностики вялотекущей шизофрении на территории страны-патентовладельца.



Паламарчук Александр


2003










Гостевая книга

         Арт-Базар - сайты киевских художников  
© Alexander Palamarchuk
2000-2018, Kiev, Ukraine