На главную
дизайн
программирование
-------------
от визиток ...
... до порталов

   PAL-WEB      Studio
Разработка веб-сайтов    Несколько улучшить свой бизнес можно простым напряжением воли.
   Выход же в Интернет изменит даже отношение Вас к самим себе... :)





  О ВЕБ-САЙТАХ:
    Что такое веб-сайт
    Функциональность веб-сайта
    Классификация веб-сайтов
    Имя сайта = доменное имя
    Что такое хостинг
    Жизненный цикл
    Проблемы поддержки
    Оценка качества веб-сайта
    Аспекты восприятия
    Синдроматика дизайна


  УСЛУГИ:
    Порядок выполнения работ
    Типовые конфигурации сайтов
    Программные платформы (CMS)
    Регистрация доменного имени
    Размещение на хостинг
    Поддержка веб-сайта


  ПОРТФОЛИО:
    Веб-сайты



   
   Аспекты восприятия

За красивым фасадом - унылая тоска. Или наоборот. Что лучше? А что кому нравится. Вот и добрались до психологии восприятия...

Видимость и сущность
Представленность в Интернет разнообразных фирм, центров, деятелей и персон неимоверно разнообразна и в то же время до икоты похожа уже хотя бы потому, что все они разворачивают свои шоу на одном и том же экране монитора. Сущность фирмы, т.е. предмет ее деятельности и гарантии выполнения объявляемых сервисов, глубинные связи между службами, обеспечивающими сервисы веб-сайта, видны только аналитикам. Простота манипуляций с окошками, кнопками и другими органами управления, нивелирует особенности веб-систем. Интерфейсная схожесть бывает просто поразительной. А сущности при этом могут отличаться так, как будто в одном случае вы попали в супермаркет, а во втором - в уличный киоск.

Многие серьезные веб-сайты достаточно хорошо информируют пользователей о типе оборудования, системах контроля и защиты и т.п., приводят даже финансовые показатели по годам и регионам, содержат подробные отчеты о конференциях и совещаниях руководства, историю развития и рыночных "побед". Но очень много (пожалуй, их даже большинство) есть сайтов, где эта информация отсутствует по причине отсутствия таковых событий.

Каковы же принципы анализа? Как посетителю сайта разобраться в явлении, в которое он попал? Никаких эталонов, стандартов, подсказок. Неопределенность снимает только либо совет человека, пользовавшегося данной услугой, либо широко известное имя компании-бренда. Или, если есть время и желание, - можно самому понаблюдать за десятком-другим фирм. На это уйдут месяцы, а результат может перестать быть интересным... Выход? Наверное, консультирование. Платить экспертам и получать быстро квалифицированный ответ. Единственный выход, если не привлекать к бизнес-проектам ясновидящих.

Качество графического дизайна
В последнее время на гребне тотального интереса и повернутости народа к проблемам психологического здоровья зачастили статьи о психологических аспектах веб-дизайна. Вот, дескать, непоправимой ошибкой будет сделать панель не такого, а вот того цвета. И тогда - все! Конец света. Фирма просто разрушится после нескольких загрузок сайта! А наблюдатели сойдут с ума от этих форм и цветов! Решительно вступим в бой за эстетику без исключений! Все должно быть очаровательно и красиво до "немогу"! - Сам чуть было не написал панегирик в честь сбалансированных, мягких тонов и сокрушительно продуманных сочетаниях размеров цветовых зазоров, кнопочек, толщин линий и отсутствия графической эклектики. Суть, оказывается, не совсем в этом.
Конечно, красивым должно быть все. И все должно работать. Для кого красота и есть работа - тому повезло на красивом сайте полюбоваться кнопками. Кто ищет статью или банковские отчеты - съест не только командную строку, но и даже азбукой Морзе набьет свой вопрос - только бы получить ответ.

Т.е., каждому свое. Поэтому "изотерический" галдеж о важности графического дизайна - это перебор эстетики, когда нет ничего другого.

Несколько лет назад сайт корпорации MTI был прост до безобразия - но тем не менее был интересен и посещаем. Я часто заходил на него в поисках всяких железок. И вдруг корпорация обзавелась новым сайтом, теперь на нем только магазины и филиалы, внешний вид и лозунги, лозунги и реклама магазинов - а вовсе не товаров и услуг! Красиво? Да. Да только бесполезно для 85% заходящих на сайт посетителей. А на главном меню все-таки надо было оставить кнопки по видам продукции....

Современная машинная эстетика действует на всех нормальных людей не так раздражающе, как попытка втереть очки дизайном плоскостей и кривых, "украшенных" мигающими эффеками... Потому что одно только "визио" - это и есть картинки. Для картинной галереи, безусловно, такой подход годится. Но если вы обучаете - сообщите программы обучения и цены, если вы лечите - сообщите список болезней и примеры исцеления, если вы продаете - постарайтесь показать весь товар, не запутавшись в видах и фасонах, и обязательно решите вопрос с доставкой.

А графический дизайн при этом не играет решительно никакой серьезной роли, если только не делать темно-серые буквы на черном фоне, как это позволил себе один очень модный, ну страшно модный и дорогой украинский журнал...

Гармонизация контента
По мудрому (потому что - простому) определению Феликса Старовойтова, известного украинского промоутера веб-проектов (создатель Веб-студий Дом.Ком, "WizArt" и др.), контент - это любое полезное содержание сайта. И потому заблуждаются некоторые "аналитики", считая, что контент - это именно текстовое наполнение (точнее - все, кроме графики), или хуже, что контент - это то, ради чего делался сервер. Контеном может быть книга, журнал, статья, музыка, иллюстрации, каталоги, перечни, правила, сборники законов, списки спонсоров, количество голосов избирателей, состояние на дорогах, советы доктора, возможность купить, возможность продать, возможность сделать заявку на услугу какого-либо рода, возможность получить услугу (почта, например) и т.д. и т.п.

Совершенно ясно, что каждый из видов контента имеет свои минимальные требования к качеству и уровню графического дизайна сайта в целом. Самые низкие требования - у справочников, информаторов, самые высокие - у арт-контена или дизайн-контента (когда основной информацией является именно изображение продаваемого-рекламируемого-изучаемого-познаваемого объекта), когда неряшливый дизайн (как плохая рама) может очень сильно повлиять на восприятие.

И, наконец, переведем термин "контент" (content - англ.) на русский язык. Это именно СОДЕРЖАНИЕ. Ни больше, ни меньше.

Психологические и психоэмоциональные аспекты
Экран компьютера поистине стал рабочим столом миллионов людей.
И что и как на этом столе лежит - начинает быть вопросом не только чисто теоретическим, но и вопросом здоровья каждого отдельного человека. И дело вовсе не в излучениях, речь пойдет о информационной начинке этого самого желанного "голубого ящика". Итак, на экране нечто. Это может быть игра, книга, текст программы, окно графического или другого приложения, картина, видео-сюжет, телевизионная передача, наконец.

Если предполагается какое-то взаимодействие с человеком - тогда говорят об "интерфейсе". Вид экрана со всеми органами управления, картинками и их свойствами - это и есть интерфейс, через который человек управляет работой некоторой программы. Если человек подключился к Интернет, то функции интерфейса начинает выполнять загруженный человеком веб-сайт. Наш разговор пойдет о Веб-сайтах именно с точки зрения выполнения ими интерфейсных функций.

Осознавать, что такое Интернет, это сегодня задача, пожалуй, для целого отряда философов. Интернет самым прямым образом влияя на культуру, породил побочное явление, называемое почему-то киберкультурой (то, что называют этим словом, скорее соответствует понятию кибер-бескультурье), сделал возможным ранее невозможное, хотя, как это и не звучит парадоксально - принципиально ничего не изменил ...
Тем не менее, протокол WWW есть реальность, миллионы веб-сайтов - тоже. И с этим нужно жить, стараясь не ухудшать природу человеческую.

Мы попробуем обозначить один из аспектов взаимодействия человека с Интернет. А именно - визуальное воздействие при наблюдении веб-страничек.

Из истории окошечного интерфейса (типа Windows)
В "Доинтернетовскую эпоху", к сведению юных компьютерщиков, компьютеры тоже существовали. И ведущие производители софтверной продукции потратили немало сил для создания удобных интерфейсов своих программ (сюда можно отнести как пакеты программирования С++, так и детские игры ). Кстати говоря, идея Windows-интерфейса была разработана на Украине еще в 1978 году, в рамках специальных работ, проводимых в известном предприятии союзного значения - ПО "Кристалл" под руководством моего давнего приятеля, а тогда - ведущего программиста В.В. Кривцова. В силу "закрытости" нашего образа жизни, эти разработки увидели свет только из рук Билла Гейтса, но немного позже. И вот именно производители программной продукции, неся ответственность за свои программы в полном объеме, стараясь расширить рынок пользователей (а, значит, и увеличить свои прибыли), "вынуждены" были делать их эргономичными, удобными и простыми в использовании. В Интернете мы имеем несколько "противоположную" ситуацию. Миллионы специалистов и неспециалистов "набивают" серверы веб-сайтами в надежде прославиться, сделать бизнес или решить другие проблемы. При этом продукция каждого такого творца становится доступной широкому кругу пользователей. Поисковые системы адекватно удовлетворяют не так уж много запросов, фильтрация со стороны пользователя просто нелогична и не имеет критериев (вспомните симпатичные порносайты с невинными названиями "wonder" или "18age"), на разных серверах признаки и уровни рубрикации могут значительно отличаться. Все это приводит к тому, что в процессе поиска человеку волей-неволей приходится "скользить глазами" (и мозгами, разумеется) по тысячам картинок, анализировать, принимать решение и снова скользить.

Позволю себе такую несложную классификацию пользователей Интернет.
Есть пользователи гуляющие в Интернет, есть играющие, есть работающие и есть живущие.
Особенностью у работающих в Интернет является большая нагрузка, сопутствующая многократных переключениям с одних графических объектов на другие, поиск органов управления, кнопок, разделов, ну, короче, всего того, что может содержать в себе интерфейс. Благодаря дизайнерам и своеобразной свободе дизайна это-то и является самым сложным, потому что иногда нужная вам кнопка может быть нарисована в виде заячьего уха, а подчерки под словами не всегда обозначают наличие линка...

Оставим в стороне уши и кнопки. Есть в интерфейсе и другие важные важные элементы, комплексы и свойста. Одним из таких центральных свойств любого сайта является стиль рабочих страниц и удобство навигации по ним. Именно по этому параметру мы часто запоминаем внешне почти одинаковые сайты как принципиально разные источники информации. Потому что на одних - вы спокойно перемещаетесь из раздела в раздел. На других - постоянно решаете задачу - где в перезагруженной странице новая информация? Необходимость постоянно быть начеку чтобы не читать повторно опять показанные вам абзацы - это пытка, которая выматывает и снижает эффективность вашей работы. Эту пытку придумал для вас веб-дизайнер, которого учили не уважать клиента, а пудрить ему мозги. Некоторые "садисты" в новой странице размещают повторно тот же абзац или статью в новом месте! За такие трюки просто надо "бить по морде чайником". И никакой психологии. По реальной морде и реальным чайником.

Хорошо читать книжку. Традиционно листы в наших книгах белые. И только новые модные журналы грешат печатью черного текста на синих страницах - ну это так они решают проблему оригинальности издания, а покупают журнал потому, что там все-таки не все страницы синие...
А тут!
Разные стили, разные задачи, разные объемы одновременно вываливаемой на экран информации, разные дизайнерские уровни, отсутствие сбалансированности в подаче всевозможных экранных объектов, несоответствия смысловой и дизайнерской архитектуры, нечеткие акценты на главных точках, наличие двойных и тройных контуров доступа к одной и той же информации, изобилие ссылок внутри одного документа, сайта, подмигивание того, что могло бы и не мигать, динамическое размытие некоторых картинок в сочетании с другими способами мультипликации рядом же размещенного объекта (! - ваши глаза в опасности!!), цветовые эффекты (контраст, переливы цветов, замена цветов после выполнения некоторых действий), перемигивания страниц при загрузке...
Вот краткий перечень неприятностей, ожидающих Вас на веб-страницах в Интернет. Все они по сути не представляют никакой прямой угрозы. И в их оценке легко впасть в субъективизм. Отчего же не посмотреть на фиолетовых зайчиков с кнопочными глазами? - скажет мне юный пионер. Конечно, посмотреть можно. Можно и яду капельку выпить - есть исторический опыт привыкания... Весь вопрос в мере. Эта мера, за которой организм начинает накапливать паталогические изменения, для каждого человека может быть разной.

Но, может быть, не так уж все и плохо? Должен же быть какой-то выход? Наш организм должен иметь достаточно мощные защитные механизмы и на информационном уровне... Вот тут-то и главная фишка зарыта: если механизмы сработают - вы просто уйдете с сайта, не завершив поиск информации. А уж если будете настырничать - получите всю негативную настройку по полной программе. Ведь вы отключили защитные механизмы! Один только взгляд - и вы снова думаете!!! Эта стрелка - это туда или обратно? Эта линия - это конец статьи или конец кадра? Эта пуговица - это включится скрипт или всплывет окошко? И так далее.

Я здесь не имел в виду конкретный сайт, это - сборник неприятностей. Конечно, ужасно, если все они есть сразу… Но для порчи настроения (и не только) достаточно бывает и небольшой части перечислнных свойств.
И ведь над ними трудился художник, его-то компоновали, крутили-вертели, красили и вот вам показали в виде веб-страницы. Воспринимайте! И мы воспринимаем (т.е. вынуждены его смотреть), сначала остро, потом спокойнее - и постепенно привыкаем... Привыкаем ли?
А может это не ножи сосед точит, а Вам слышится в больном сознании шкребот мыши об коврик, посыпанный сахаром? Может, это не вы придумали писать черным по синему, но вы уже владеете этой информацией, она в вас, вы инфицированы безвкусицей, хотя вы пока еще ничего такого не замечаете... Но вы поражены, и мы поражены тем, что вас так легко удалось поразить... И чем? Подумаешь! Синим по черному. А, собственно, почему бы не вылить синие чернила на черный фон? Вон как офигенно достает до поджелудочной железы!!!... Есть и другие варианты развития патологии на почве частого потребления неправильного Веба...

Воздействие на человека всех перечисленных глупостей имеет две компоненты - интеллектуальную и психоэмоциональную. Первая - всегда положительная в смысле свершения факта получения информации (вариант ненахождения имеет свои особенности).
А вот психоэмоциональная компонента имеет просто потрясающую степень свободы (т.е. влияние может быть как положительным, так и отрицательным), что соответствует современному уровню свободы дизайнерских решений в Веб.

Многие интересные ситуации мы даже не затронули. А ведь интересно проанализировать развитие сайта во времени и связать это с показателями восприятия его одними и теми же клиентами. Стоит ли часто радикально менять дизайн? Как увеличить объем информации и сохранить простоту навигации? Что привлекает - скорость или понятность? И даже - какой размер шрифта лучше использовать для прописывания "неслабых" цен на товары, например. Все это еще впереди, ибо Веб неисчепаем...



   


  PAL-WEB Studio © А. Паламарчук
  2002 - 2010
  Украина, Киев


    Арт-Базар - сайты киевских художников   Украинский портАл
Старт Украина